Умение обустроить быт зимнего походного лагеря — полезное умение. То, чем мы пользуемся летом, чаще всего не работает в холодное время года. Иногда даже поставить палатку или развести костер — задача не из простых.
Сегодня я поделюсь своим опытом относительно того, на чем готовить пищу зимой. А именно, какое топливо лучше всего выбрать.
Раньше подавляющее большинство туристов всегда разжигало костер даже в зимнее время. Сейчас же у нас появилось множество альтернативных способов. Мы можем так же греться у огня костра, можем пользоваться бензиновой или газовой горелкой, можем наслаждаться быстрой готовкой на интегрированной системе или кипятить воду на щепочнице.
Какие же нюансы применения разного вида топлива на морозе?
Костер
Разжечь костер зимой не так просто. Дрова то мокрые (в оттепель), то промерзшие (в сильные морозы). Найти сухие сучья для розжига тоже не так просто, все скрыто под слоем снега. Пилить даже сухое дерево в лесу нельзя, это чревато привлечением к административной и даже уголовной ответственности. Ведь собственником всего лесного фонда является государство, и необходимо получение разрешительной документации на спил деревьев. Оставим этот факт без комментариев: что есть, то есть…
Если вы планируете только разведение костра для приготовления пищи зимой, то с собой нужно взять и топор, и пилу.
Посуда, в которой вы будете готовить, должна быть не той, которую вы используете для горелки. Ведь после костра она становится черной от сажи, а отмыть ее не всегда получается полностью.
В общем, разведение костра зимой я оставляю на случай «если получится». Например, найду сухую валежину. Тогда — конечно; греться у костра зимой — это прекрасно.
Причем, костер костру рознь. Довольно долго я экспериментировала с разными типами костров для полноценного ночлега без палатки зимой — и могу с уверенностью сказать, что есть способы обустройства кострищ, обеспечивающие комфорт при ночевке даже в двадцатиградусный мороз.
Бензиновая (или мультитопливная) горелка для зимы
Надо сказать, что бензиновые горелки — это довольно старый способ приготовления пищи. Альпинисты издавна применяют примусы в горах, где достать дерево для костра не представляется возможным. Сейчас вместо тяжелых примусов туристы используют легкие и компактные бензиновые горелки.
Чем же бензин хорош в зимних условиях?
• Самое главное преимущество: пары бензина, на которых, собственно, и работает горелка, на морозе горят гораздо лучше, чем газ.
• Прежде чем поджечь бензиновую горелку, ее нужно сначала прогреть, затем специальным насосом накачать давление внутри. Благодаря этому такая горелка имеет преимущество перед газовым устройством, так как осуществляется дополнительная предварительная подготовка.
• В горах в большинстве случаев применяются горелки на бензине. Его физические свойства меньше подвергаются влиянию уменьшающегося атмосферного давления. Не забывайте, что скорость закипания воды в горах существенно выше.
• Очень подкупает в бензине то, что его можно достать практически везде. Хотя бы обычный автомобильный бензин вы всегда найдете, в отличие от газовых баллонов. Понятно, что после неочищенного бензина вам придется хорошенько прочистить горелку и, возможно, поменять в ней некоторые прокладки, но без горячей еды вы не останетесь.
• Если вы идете в длительную экспедицию, то на бензин расходов будет заметно меньше, чем на газ.
Газ зимой
Так ли категорично утверждение, что газу нет места в зимних условиях?
Сжиженная газовая смесь в баллоне обычно состоит из:
• бутана, с температурой кипения около 0°С;
• изобутана, у которого эта температура −12°С;
• пропана, который переходит в газообразное состояние при температуре −40°С.
Получается, что от того, в каком соотношении будут находиться эти газы, зависит, при каком температурном режиме будет функционировать горелка. Так, баллон с бутаном будет работать только при плюсовой температуре, и чем ближе к нулю, тем более недовольно будет «фыркать» горелка.
Если мы возьмем баллон со смесью бутана и изобутана и будем его использовать при температуре, например, −10°С, то расходоваться будет только изобутан. Из-за этого может возникнуть серьезная недостача топлива — обязательно учитывайте это при планировании путешествия.
У опытных туристов есть свои способы заставить даже летнюю смесь работать при −20°С. Но способы эти требуют уверенного владения газовым оборудованием и могут быть рискованным мероприятием, поэтому описывать их тут не будем; при желании их можно найти в интернете.
Самая популярная мера для того, чтобы газовая горелка все-таки смогла функционировать зимой даже на неподходящем газу, — держать баллон в теплом месте (обычно это внутренний карман куртки). А затем, когда вы смогли зажечь горелку, использовать ветрозащитный экран.
Соблюдайте необходимое расстояние — не придвигайте его вплотную к пламени. Огонь постепенно прогревает ограниченное пространство внутри экрана, и газ хорошо подается.
Поэтому подбирайте газовую смесь под те условия, которые планируете встретить, и тогда вы не останетесь без горячего ужина.
Однако по своему опыту могу сказать, что экономить, покупая самые дешевые «зимние» газовые баллоны, не получится. Зачастую их производители указывают содержание изобутана и пропана более высокое, чем оно есть на самом деле, и на маршруте вас могут ожидать неприятные сюрпризы
Автор: Мария Фролова