Как и любой механизм, безынерционная катушка нуждается в бережном отношении и периодическом уходе. К сожалению, многие рыболовы забывают об этом и потом сетуют на быстрый износ или неожиданные поломки. На самом деле, если соблюдать несложные правила использования, даже простая катушка может прослужить долго, не говоря уже о более дорогих моделях.
Первое правило: не перегружать
При выборе катушки важно учитывать ее соответствие весу приманок и оснасток, которые вы планируете использовать. Лучше всего следовать стандартным рекомендациям, не пытаясь изобретать что-то новое.
Для сверхлегкой ловли, где вес приманок не превышает 7–10 граммов, подойдет катушка размером «1000» или «2000» по шкале Daiwa LT. Для легкой и средне-легкой ловли, где вес приманок находится в диапазоне от 10 до 25 граммов, рекомендуется 2500-й или 3000-й размер. Для среднего весового диапазона (от 20 до 40 граммов) подойдут катушки 4000-го и 5000-го размера. Если же вы планируете использовать приманки весом более 40–50 граммов, то стоит обратить внимание на полноразмерные катушки размера «6000» или силовые модели, такие как Daiwa Lexa или Certate. А то и вовсе может потребоваться переход на мультипликаторы.
Качество материалов и грамотная конструкция катушки существенно влияют на ее ресурс. Даже при одинаковых размерах «безымянные» катушки за пару тысяч рублей не смогут выдержать столько же, сколько модели известных марок из среднего ценового диапазона. Это важно учитывать при выборе модели.
Чем дешевле катушка, тем быстрее она может выйти из строя. Однако если вы будете подбирать комплект снастей гармонично и не будете использовать маленькую катушку, например 1000-го размера, на удилище с тестом 10–30 граммов, то большинство катушек прослужит вам долго.
Второе правило: перед рыбалкой проверять наиболее важные узлы катушки
Перед рыбалкой необходимо проверить работу ролика лесоукладывателя. Чтобы понять, крутится ли он, можно провести по нему краем листа бумаги или пачки от крючков. Ролик должен вращаться очень легко, без какого-либо сопротивления.
Если при проверке вы заметили, что ролик хоть немного заедает, это может означать, что он загрязнился, что вышел из строя шарикоподшипник (или повредилась втулка). В таком случае использовать катушку нельзя: это неизбежно приведет к пропиливанию ролика шнуром. Тогда вам придется заменить ролик, и вы испортите шнур, а ведь шнуры бывают очень дорогие. Поэтому: как только вы заметите, что с роликом что-то не так, сразу разберите этот узел и выясните, в чем проблема. Обычно достаточно небольшой чистки, которую легко выполнить самостоятельно.
Второе, что всегда нужно делать перед первым забросом, — настроить тормоз катушки. Многие рыболовы, особенно те, которые ловят классическим джигом, затягивают тормоз до предела. Когда они подсекают со всего размаха и происходит глухой зацеп, катушка испытывает перегрузки. Это дополнительно снижает ресурс дужки и ротора в целом. Тормоз нужно настроить так, чтобы он хотя бы немного сдавал шнур при нагрузке.
Некоторые могут возразить, что при подсечке судака нужно пробить костистую пасть, но, как показывает опыт некоторых моих знакомых гидов, лучше использовать качественные крючки и работать над техникой подсечки, чем ловить излишне жестким удилищем и чрезмерно затягивать тормоз. Судак хорошо подсекается и довольно гибкими удилищами, и с нормально настроенным тормозом катушки. Для качественной подсечки совершенно не обязательно ломать узлы катушки.
Третье правило: бережное обращение
У любой современной безынерционной катушки есть возможность закрывать откинутую дужку оборотом ручки. Хотя эта функция и предусмотрена, лучше ее не использовать. Вместо этого рекомендуется возвращать дужку в рабочее положение вручную. Это поможет продлить срок службы данного узла.
Если произошел зацеп, не стоит пытаться резкими рывками отцепить приманку или пробовать порвать шнур, используя удилище и катушку. Вместо этого следует намотать плетенку на палку или какой-нибудь подходящий предмет, например весло или металлическую ручку подсака, и попытаться оторвать приманку таким образом.
Как и любая другая вещь, безынерционная катушка будет вам благодарна за аккуратное с нею обращение. Падение и перевозка незащищенной катушки могут привести к ее поломке. Поэтому рекомендуется приобрести жесткий кофр или хотя бы неопреновый чехол, чтобы защитить катушку от внешних воздействий. Помните, что небрежное обращение часто приводит к быстрому износу и поломкам.
Четвертое правило: регулярное техническое обслуживание
Многие рыболовы сразу после покупки катушки несут ее на так называемое «нулевое» техническое обслуживание. Я не против этого, но, исходя из своего опыта, который включает работу с несколькими десятками катушек (как минимум, за последние несколько лет), я не вижу смысла в таком подходе.
Мне не встречались новые катушки, которые требовали бы смазки после покупки, чтобы механизм не вышел из строя раньше времени. Да, бывают разные случаи, и если вы сразу заметили неладное, то лучше это «нулевое» ТО сделать. В остальных случаях немедленно лезть в катушку особого смысла нет.
Многие возразят, что можно изначально произвести добавление шарикоподшипников в узлы, где вместо них стоят пластиковые втулки. Это, безусловно, влияет на срок эксплуатации катушки. Но это также можно отложить на более поздний срок и сделать, например, после первого сезона ловли, когда уже можно будет разобрать агрегат, пересмазать его и заодно добавить подшипники туда, куда возможно. За сезон с качественными пластиковыми втулками точно ничего не случится.
Однако есть ситуации, когда катушку нужно сразу нести к мастеру (или проводить ТО самостоятельно, если у вас есть соответствующие знания и навыки). Это касается случаев, когда катушка упала в воду, в песок, в грязь… В таких ситуациях использование ее нужно немедленно прекратить. Даже если вы просто окунули катушку в воду. Ведь опасность представляет не столько сама вода, сколько содержащиеся в ней абразивные частицы. Они могут попасть внутрь катушки и повредить различные узлы, действуя как наждачная бумага и стачивая металлические и пластиковые детали. Поэтому если вы уронили катушку, заканчивайте рыбалку и сразу же несите катушку на ТО.
Что касается планового технического обслуживания катушки, то для недорогих моделей я бы рекомендовал проводить его раз в год. Для катушек средней и высшей ценовой категории этот период можно увеличить до двух или трех лет (при условии бережной эксплуатации). Если катушка испытывает серьезные нагрузки и вы рыбачите часто, например несколько раз в неделю круглый год, то обслуживание можно проводить и чаще. Хуже от этого точно не будет.
Автор: Илья Козлов