Долго раздумывал, о какой охоте написать свой следующий текст, но после моей крайней охоты в Непале все сомнения отпали. В Непале я был уже несколько раз до этого, но ни разу еще не приезжал сюда с целью охоты. Прежние визиты были связаны с горным треккингом, осмотром достопримечательностей, и еще Непал удобен как первая локация на пути в Тибет. Охоту же сюда планировали с разными охотниками в течение нескольких лет, но то у них не складывалось, то Непал закрыл въезд из-за COVID-19, то еще что-то приключалось. При этом надо сказать, что, имея уже немалый опыт охоты в пакистанских Гималаях, я понимал, что легкой прогулки тут не получится, даже несмотря на всю возможную предварительную подготовку охоты и разведку.
Мы прибыли в Катманду рано утром не случайно, в планах было уже в день прилета легализовать оружие в полицейском участке (что невозможно, если прилет во второй половине дня), перепаковаться для охоты, оставив в столице ненужный багаж и жесткий винтовочный кейс, и перелететь на вертолете в охотничий заказник Дхорпатан.
Сказано — сделано! И вот мы уже летим на новенькой французской вертушке вдоль гималайского хребта на запад, пролетая мимо таких знаменитых вершин, как Аннапурна и Даулагири. С пилотом нам повезло, он имел достаточный летный допуск, чтобы приземлиться не в самом нижнем стартовом лагере, а на узенькой площадке чуть выше (высота 3,5 км), сэкономив нам, таким образом, целый день ходьбы.
Здесь нас уже ждала вся команда, а это 29 (!) человек: организаторы, шерпы-носильщики, проводники-егеря, повара и один охотинспектор. До заката успели даже пристрелять оружие.
Следующий день был посвящен переходу еще выше, на высоту 3,8 км в район охоты на голубого барана. Путь туда занял почти 6 часов и за счет высоты был достаточно труден, хотя мы и шли почти налегке. Погода стояла ясная, и прогноз на ближайшие дни был такой же. Хотя ночи на такой высоте в начале апреля были еще очень холодны, днем охотиться можно было вполне комфортно.
Уже на подходе к месту стоянки мы увидели на ближайшей вершине стадо баранов и даже сделали попытку подъема к ним, но это оказались лишь самки и молодые самцы. Остаток дня провели в релаксирующем режиме, акклиматизируясь.
Настал первый день охоты, вставать надо было в 4 утра, холод бодрил, и очень неприятно было вылезать из палатки в морозную темень. Пришлось под куртку Jetstream добавлять поверх тяжелой термухи еще и Kelvin Active и Traverse Cold Weather.
Ночь выдалась непростая — из-за высоты сон тут прерывистый и беспокойный, и аппетит утром практически отсутствовал. Кое-как запихнув в себя легкий завтрак, мы стартовали. Путь начался с резкого подъёма, за несколько часов вышли на заледенелое плато, набрав почти километр высоты; до пятерки не хватало совсем чуть-чуть. Когда егеря увидели группу примерно из двадцати баранов, до них было около двух километров, причем подойти незамеченными в тот момент было абсолютно невозможно. Все склоны для них — как на ладони. Пришлось немного выждать и понаблюдать, пока бараны (среди которых было два явно трофейных самца) закончат пастись и зайдут за холмик. Это был наш шанс! Оставив часть группы наблюдать за ними с первоначальной позиции, мы небольшим отрядов выдвинулись вперед. Подход был сложен: крутые склоны, сыпуны, ледники… Иногда приходилось прорубать ступени, иногда существенно сбрасывать высоту, а ведь каждый шаг вверх на такой высоте уже очень ощутим, остро чувствуется недостаток кислорода.
Вышли. Дистанция чуть более 430 метров, но звери что-то ощутили и тронулись, пришлось стрелять по движущемуся в стаде барану. Попадание было, но не четко по месту. К счастью, перебежав на новую позицию, охотнику удалось барана добрать — лежащего под скалой. Радости, конечно, было море!
Очень трудная вышла охота, все мы были порядком измотаны. А ведь впереди еще был многочасовой переход на новую точку ночевки, куда за этот день перешел весь наш табор! Дошли до стоянки, расположенной в узком ущелье на берегу быстрой горной реки, уже в сумерках.
Новая локация лагеря, как и место охоты, была чуть ниже над уровнем моря, чем день назад, поэтому на следующее утро, которое также началось с резкого и очень затяжного подъема, я сменил тяжелую альпинистскую обувь на ботинки полегче — Alterra Lite Mid GTX.
Несмотря на крутизну травянистых склонов, которая порой достигала 60–70 градусов, эти ботинки оказались хорошим выбором. Но, несмотря на всю их легкость, сказать, что это был тяжелый подъем, — это ничего не сказать! Стадо таров мы заметили еще с половины склона, они были на самом верху, под скалами, и до них было еще ой как неблизко! Спустя 4 часа после начала подъема мы все же взяли нужную высоту и заняли наблюдательную позицию на обрыве, тары же тем временем переместились на другую сторону горы, и нам их не было видно. Обойти не давал ветер, пришлось ждать, когда они выйдут пастись на террасы напротив нас через практически непроходимое ущелье. Четыре самки действительно показались перед нами достаточно быстро, и до них были все те же 400 метров, вот только самец, увы, выходить не торопился. Кроме как ждать, вариантов у нас не оставалось, и вот так, в наблюдении за этими самками, прошла вся середина дня.
Егеря уверяли, что самец тоже вот-вот выйдет туда же, но время шло, а он все не появлялся. Вера в благополучный исход событий уже почти испарилась. Больно было думать, что завтра снова придется лезть на эту жуткую гору. И вот, когда солнце уже зашло за скалы и мы оказались в тени, долгожданный самец наконец появился. Он был значительно крупнее животных, которых мы наблюдали в течении дня. Ответственность за выстрел была высока. При этом старший охотник предупредил, что выстрел должен быть абсолютно идеальный, так как делать второй выстрел, или, тем более, преследовать подранка в той местности у нас не будет никакой возможности. Это будет уже не треккинг, а натуральное скалолазание. Но ни охотник, ни винтовка не подвели. Выстрел был произведен в момент, когда кормящийся тар встал ровно боком, упал он моментально, не сделав ни одного лишнего шага. Нашему счастью не было предела! После этого мы начали спуск, а егеря, вызвав по рации подмогу из лагеря, отправились доставать наш трофей. Вернулись на стоянку они лишь к полуночи, очень уж неудобно было добираться до места, где остался лежать добытый тар. Трофей был исключительно хорош!
На следующее день мы прошли 16 километров до вертолетной площадки, откуда нас должен был забрать заказанный накануне вертолет. Тропинка спускалась вниз по ущелью, и нам постоянно приходилось форсировать быструю горную реку, где по бревнышкам, где по камням, где просто вброд. Без карбонового посоха Waidtool, например, эти испытания далось бы мне значительно труднее.
Приключение подходило к концу, и могу сказать, что, несмотря на скорость, это была одна из самых трудных охот в моей практике, сложнее, чем охота в Пакистане — в Состе и Шимшале, где мне прежде доводилось охотиться на голубых баранов. Нам вместе с переходами и перелетами удалось управиться всего лишь за 5 дней; думаю, мало кто может похвастаться такими темпами, хотя мне известны случаи, когда голубой баран и тар добывались в течении одного охотничьего дня. Каждый охотник, отправляясь в Непал, должен уделить немало внимания физической подготовке, своим стрелковым навыкам и, разумеется, снаряжению.
Автор: Илья Дмитриев