В соцсетях мне задают много вопросов о снастях и технике ловли. Но еще больше — о фотографии. И правда, кругом тонны материала по поводу всех тонкостей ловли и оснащения, но почти ничего нет о фото. А ведь удачное фото — это хорошее воспоминание о трофейной рыбе или просто красивом моменте. Просматривая фото, мы вспоминаем эмоции, которые испытывали в тот самый момент. Ещё неоспоримый плюс фотографий в том, что они позволяют спокойно отпускать рыбу. Теперь не надо сочинять байки или тащить домой улов, чтобы им похвастаться.
Технологии развиваются с безумной скоростью, и сейчас почти у каждого в кармане есть телефон, способный делать отличные снимки. Так давайте попробуем разобраться, как получить выдающийся кадр. Как думаете, что для этого нужно? Главное — найти что-то необычное! Если вы поймали двухметровую щуку или увидели цунами, то кадр точно будет эпичным. Но такие события случаются редко. И телефон для этого подходит идеально. Он всегда под рукой, и достать его — дело секундное.
Но тут, конечно, есть подводные камни. Вспоминается недавняя рыбалка: наткнулись на крупную рыбу и половили от души. Поклёвки случались очень часто, поэтому почти всё снимали на телефон. Модель новая, камера самая-самая, на экране все кадры смотрелись впечатляюще. И какое же приходит разочарование, когда дома, перекидывая снимки на компьютер и рассматривая их на большом экране, понимаешь, насколько плоска, неинтересна картинка, видишь, как гуляет резкость. Да и цвета не особенно сочные.
Ровно через неделю поехали исправлять ошибку. Теперь всё снято только зеркалкой. Впечатление средненькое, но когда просматриваешь материал на мониторе, он преображается. Небольшая обработка — и кадры заиграли глубиной, насыщенным цветом, резкостью в правильном месте: каждую чешуинку рыбы было видно.
Всё дело в том, что телефон очень много додумывает и дорисовывает, сам на своё усмотрение обрабатывая фото. Лично у меня проблема в том, что в большинстве случаев смартфон запрограммирован фокусироваться на лице. И даже когда принудительно переводишь фокус на рыбу, он всё равно старается сфокусироваться на лице. Это очень портит восприятие. Ведь нужно по-другому. Главный объект съёмки — рыба. Она должна быть на первом плане и в максимальном фокусе.
Я не буду расписывать настройки камеры, это всегда дело ситуации и конкретной модели. Хотите углубляться в эти дебри — тогда вам на форумы к фотографам. Я же попробую сформулировать основные принципы и перечислить ошибки.
Итак, проблема резкости. Тут возможно несколько вариантов. Как я уже говорил, фокус должен быть на объекте съёмки, а не где попало. На зеркалке можно выставить фокусировку по точке. На телефоне — указать пальцем область, но это работает не всегда. Ещё, как бы глупо это ни звучало, часто мешает грязный, заляпанный или запотевший объектив. Так что надо иметь с собой микрофибровые салфетки для протирки. Помню, как однажды при ловле басса мы попали под сильнейший ливень, промокли до нитки, и на следующее утро влажная техника запотела изнутри. Я этого не заметил, и как итог вышли мутные кадры, будто снятые сквозь туман.
Еще одна проблема фототехники — это скорость фокусировки. Иногда на фокусировку уходит около секунды. Для пейзажей или портретов это не критично. А вот если вы хотите сфотографировать рыбу в воде, то секунда — это вечность. Тут техника должна наводиться молниеносно. Я не буду расхваливать какой-то определённый аппарат. У всех есть преимущества и недостатки. Главное преимущество телефона — его компактность и доступность. Полноценный фотоаппарат лежит в рюкзаке, нужны время и мотивация, чтобы его оттуда достать. Ну и про вес нельзя забывать. Мои приманки в рюкзаке весят не более трети массы полноценной фототехники. А на длительных рыбалках это очень важно. С непривычки спина у вас отвалится.
Что ещё может испортить фото, так это банальность и лишние предметы. Знаменитая синяя тапка или пачка сигарет непременно испортят кадр. Рыбу нужно фотографировать максимально оперативно, желательно на влажной, не горячей поверхности. Тогда весь кадр будет блестеть и притягивать взгляд. Если же рыба поваляется на берегу, испачкается, то вся её красота пропадёт, не говоря уж о том, что выжить такой рыбе будет очень сложно. Если вы решили отпускать рыбу, то не мучайте её на солнце, ни в коем случае не кладите на горячий асфальт. Поверьте, плоское фото тушки на чёрном асфальте не стоит мучений, а возможно и жизни подводного обитателя. От этого рыба получает сильнейшие ожоги. Своего соперника нужно уважать. Самые красивые и честные кадры получаются, когда придерживаешь рыбу рукой на поверхности воды или в силиконовом подсаке.
Теперь коснёмся очень важного — света. С одной стороны, в самый момент съёмки ничего поменять нельзя, но в голове нужно держать, что наиболее мягкий и волшебный свет бывает по утрам, когда низкое солнце ласково гладит поверхность воды, блестит на росе и кадры получаются невероятно красивые. Вечер выглядит здорово, но кроме закатного пейзажа что-то стоящее снять не получится. Или будет засвет от яркого солнца, или, наоборот, слишком темно.
Густые тени также не способствуют хорошей съёмке. Самые простые дни для фотографии — пасмурные. Нет бликов на рыбе, не нужно держать в голове, с какой стороны светит солнце… В такие дни особенно хорошо смотрятся кадры с кислотной приманкой, играющей роль яркого акцента.
Солнечные дни очень сильно различаются в зависимости от времени года. Лично у меня любимое солнце — февральское, оно низко висит над горизонтом, но уже очень хорошо светит. И если делать кадры плещущейся рыбы, держа камеру максимально близко к воде, то получится шедевр: вокруг скупые снежные краски, а в кадре — настоящий радужный взрыв от брызг воды, сквозь которые светит солнце.
Попробуйте поставить поляризационный фильтр на объектив камеры — кадры станут ещё более глубокими и выразительными. Что касается объектива, который стоит выбрать для съёмки, советую начать со стандартного. Если это Canon — то 24–105. Поснимав какое-то время, вы почувствуйте, к чему больше лежит душа: к съёмке портрета с трофеем широкоугольным объективом с малого расстояния или почти репортажные кадры рыбы в воде с приманкой во рту, снятые телевиком. Когда поймёте, что вам нужно, советую потратиться и взять себе объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Качество съёмки ощутимо вырастет.
Если вы хотите делать превосходные кадры, очень советую использовать ручной режим настроек. Да, поначалу брака будет много, но только благодаря практике придёт понимание. Съёмка рыбы невероятно сложна для автоматических алгоритмов камеры. Рыба часто бликует, засвечивая кадр, или, наоборот, теряется в тени, если в кадре присутствует яркий песок или снег. В любом случае, даже при большом опыте съёмки из сотни отснятых кадров для публикации подойдёт не больше пяти. Так что не надо стесняться делать много снимков. Очень много снимков.
Большую часть головной боли, конечно, снимает использование телефона. У него есть ещё один большой плюс: всегда можно отправить фотографию другу «онлайн». Сейчас уже никого не удивить онлайн-репортажем с реки.
Ещё одна странная особенность, можно сказать магия, фотографии: крупная рыба часто получается существенно хуже, чем фотогеничные малыши. Так что если хочется сделать репортаж о выезде на природу, не надо брезговать съёмкой мелких окуньков. Они могут стать украшением вашей галереи.
Теперь кратко пройдусь по самым распространённым ошибкам. Не надо снимать рыбу сверху вниз, всегда старайтесь опустить камеру на один уровень с объектом съёмки. Нужно постоянно контролировать наличие мусора в кадре и на рыбе. Если рыба закровила, то отпустите её скорее, тогда у неё будет намного больше шансов выжить. Всё равно фотографией с окровавленной тушкой вы никого не впечатлите.
Когда фотографируешься с трофеем в руках, часто в кадре присутствует удилище. Нужно следить, чтобы оно не «перечёркивало» лицо рыболова. Ещё раз повторю: ничто так не испортит кадр, как «потеряный» фокус. Если рыба будет нечёткой, кадр точно придется отправить в «корзину».
Надеюсь, не нужно говорить, что фото с горой убитой рыбы или кадры «из ванной» — это удел «беспросветных гаврил». Я не буду снобом, не буду кричать, что нужно отпускать всю рыбу. Если хотите взять рыбку на стол — это нормально. И сфотографировать это тоже можно красиво. Избавьте себя от привычки делать кадры с мёртвой или разделанной рыбой. Это прошлый век, зато кусочек стейка с золотистой корочкой и парой маслин на заднем плане вполне может украсить галерею. И для такой съёмки точно хорошо подойдёт телефон.
Очень важная принадлежность — штатив. Во-первых, с него можно снять фантастические речные пейзажи, пронизанные солнечными лучами. А используя таймер или пульт, можно сфотографировать себя с трофеем, когда ловишь в одиночестве. Вообще, когда рыбачишь один, в глуши, получаются самые лучшие кадры. Ты не спешишь, ни с кем не соревнуешься (все же мы хотим поймать больше товарища). И без горячки можно рассмотреть красоту реки, игру света, поймать наилучший ракурс для съёмки. На самом деле, это очень помогает и ловле. Придя на берег, полезно посидеть, послушать реку, найти переливающуюся сверкающими бусинами паутину, и только потом делать аккуратные забросы. В этом намного больше удовольствия, умиротворения от процесса. И поверьте: в таком единении с природой и рыба лучше ловится, и фотографии получаются волшебные.
Автор: Петр Москалев
Фото автора