Безынерционные катушки Mitchell Mag-Pro Extreme представляют собой одну из многочисленных разновидностей легких полностью металлических моделей, контрактное производство которых было организовано компанией Pure Fishing и которые встречаются под пьюр-фишинговскими марками Mitchell, Pflueger и Shakespeare.
В принципе, Mag-Pro Extreme можно рассматривать как сильно облегченные Mag-Pro Lite, а их аналогом на американском и австралийском рынках стали Pflueger Patriarch.
Серия Mitchell Mag-Pro Extreme состоит из четырех моделей: «200»; «500»; «1000»; «2000».
Надо отметить, что 500-й размер здесь примерно соответствует 2500-му размеру Shimano, 1000-й — 3000-му, а 2000-й — 4000-му. Принципиальное устройство у всех размеров одинаковое, различия в основном в габаритах. Давайте рассмотрим конструкцию Mag-Pro Extreme на примере 500-го размера.
Легкий и компактный корпус и его крышка представляют собой высококачественное тонкостенное литье из «магниевого» сплава, имеют аккуратно выполненные, тонкие ребра жесткости. Задняя накладка из металлизированной пластмассы почти невесома; ее использование позволяет еще больше уменьшить массу корпуса. Внутри корпуса мы видим черное покрытие, призванное противодействовать коррозии.
В отличие от Mag-Pro Lite, лапка здесь выполнена симметричной.
Колесо (ведущая, большая шестерня) главной передачи отлито из серебристого сплава, имеет заводскую маркировку 58TB016. Для такой небольшой катушки колесо крупное, внешний диаметр его составляет 28,8 мм. Зубья крупные, в количестве тридцати одного. Такого же типа колеса используются и в моделях Mag-Pro Lite: то же самое высокоточное литье из недешевого светлого материала, то же облегчение, те же ребра жесткости с внешней стороны. На валу колеса слева стоит закрытый шарикоподшипник 8х14х4, справа — 8х12х3,5. Внутри нарезана резьба двух видов для винта ручки.
Шестерня (малая, ведомая) нарезная, но выполнена не из желтого, а из белого сплава и имеет черное покрытие, нанесенное на всю деталь до нарезки шестерни. Использование шестерни из легкого сплава позволяет дополнительно уменьшить общую массу катушки. Шестерня шестизаходная, спереди на ее валу стоят два шарикоподшипника: над обгонной муфтой — закрытый 8х14х4, под нею — открытый 8х14х3,5. Сзади хвостовик отсутствует, по пластиковой втулке в опоре ходит непосредственно шток шпули (за этой втулкой полезно следить). Передаточное число — 5,167.
В механизме подачи шпули использована интересная паразитная шестерня, состоящая из двух частей, нижняя из которых пластмассовая. Предполагается, что пластмассовая часть устраняет люфт и делает ход катушки менее шумным.
Шток имеет длину 98 мм, диаметр 4 мм (в верхней части — 3,4 мм), весит всего лишь 4,5 г (по данным производителя, он выполнен из титанового сплава). Каретка движется по направляющим, образуемым ребрами корпуса и крышки, а также привинченной к корпусу пластиной. S-образный паз имеет довольно сложный профиль. Ход шпули составляет 13 мм. На штоке стоят две пластмассовые втулки: в месте выхода его из вала шестерни (под гайкой ротора) и в задней опоре. Таким образом, шток изолирован от шестерни.
На штоке расположен подшпульный узел с шарикоподшипником 6х10х3. Добавляя или убирая шайбы разной толщины, можно (и, как правило, нужно!) регулировать профиль намотки лески на шпулю.
Стопор обратного хода выполнен на основе стандартной обгонной муфты с роликами малого диаметра, известной по другим моделям данного семейства катушек. Пружинки, сепаратор и рычаг пластмассовые.
Рычажок выключателя стопора обратного хода находится на корпусе снизу, он большой и удобный. В отличие от Mag-Pro Lite, у «Экстрима» присутствует механизм подтормаживания ротора, выполненный на основе скобы из мягкой пластмассы. При открытии дужки проволочный толкатель выдвигается и входит в контакт с этой скобой. Трение толкателя о скобу создает эффект торможения при вращении ротора с открытой дужкой, препятствуя самосбросу дужки.
Ротор Mag-Pro Extreme не имеет принципиальных отличий от ротора Mag-Pro Lite.
Он представляет собою высококачественное тонкостенное литье из легкого магниевого сплава, имеет рациональную, компактную форму с небольшими «рогами», малую инерционность, симпатичен с виду, лишен ненужных «штучек», хорошо сбалансирован и весит нетто 22,5 г, брутто — 41 г.
В целом, конструкцию ротора можно назвать удачной.
Механизм фиксации и сброса дужки смонтирован в одном роге ротора, возле узла ролика лесоукладывателя, и прикрыт крышечкой из металлизированной пластмассы. Сняв крышечку, мы видим пружину сжатия и проволочный толкатель.
Дужка лесоукладывателя идентична таковой у Mag-Pro Lite. Она выполнена из дюралюминия, имеет прочное защитное покрытие. Диаметр проволоки — 3 мм. Открывается дужка с характерным щелчком.
Переход от собственно дужки к узлу ролика лесоукладывателя плавный, дужка вставлена в «носик» узла ролика. Соединение дужки с этим «носиком» в процессе эксплуатации катушки может расшатываться. Рычаг, на котором смонтирован узел ролика, пластмассовый, легкий, но имеет правильную геометрию и прочности его вполне достаточно для катушки такого класса. Ролик лесоукладывателя отличается большим диаметром, имеет сложный профиль и нитридное покрытие, вращается на закрытом шарикоподшипнике симановского калибра (4х7х2,5). Люфты отсутствуют.
Изюминкой «Экстрима» является его основная шпуля.
Это смешанная конструкция из алюминиевого сплава и пластмасс. Дно лесопроема образовано углепластиковым кольцом, весящим всего 2,75 г. Внешний диаметр кольца — 33,5 мм. Оно надевается на металлическое основание с четырьмя пластмассовыми стойками, а сверху накрывается металлической крышкой. Для устранения зазоров между углепластиковым кольцом и крышкой и основанием шпули использованы тонкие резиновые кольца. Внутри углепластикового кольца, между стойками, расположен тормозной пакет, состоящий из двух алюминиевых дисков диаметром 16,8 мм, с черным покрытием, неподвижных относительно штока при вращении шпули, и двух вращающихся вместе со шпулей прокладок из углеткани, сложной формы, с вырезами под стойки.
Общая масса шпули составляет 34 г. Сбоку на юбке находится пластмассовый зажим для лески, смонтированный на пружинке, так что он может выдвигаться. На крышке шпули, как и на юбке, выполнены декоративные выемки.
Ручка регулировки тормоза (с гайкой, спиральной пружиной и встроенной трещоткой внутри) вполне удобна в работе, весит 5 г, имеет защитную манжету.
В комплект поставки катушки входит глубокая запасная шпуля обычной конструкции, более тяжелая, чем основная. Кстати, шпули подходят от Mag-Pro Lite (и наоборот — взаимозаменяемость полная).
Ручка здесь такая же, как и у Mag-Pro Lite. Тот же углепластиковый стержень, та же круглая рукоятка из черного пористого материала, на двух шарикоподшипниках 4х7х2,5, тот же винт из алюминиевого сплава с резьбой разного направления, шага и диаметра, для быстрой перестановки ручки с одной стороны катушки на другую. Масса ручки в сборе составляет 19 г. Рабочее плечо — 55 мм (для катушки такого размера с таким передаточным числом это много!).
В коробке кроме катушки находятся: запасная шпуля, схема, запасные шайбы для регулировки профиля намотки лески на шпулю, а также удобный и практичный неопреновый чехол. Конструкция чехла позволяет надевать его на катушку, установленную на удилище.
За счет отмеченных выше изменений конструкции катушки Mitchell Mag-Pro Extreme удалось сделать еще легче, чем и так уже очень легкие Mag-Pro Light. В пятисотом размере, соответствующем по рабочему диаметру шпули 2500-му размеру катушек Shimano, «Экстрим» фактически весит около 184 г (по каталогу — 179 г).
На момент появления Mag-Pro Extreme в продаже мало какие металлические модели могли сравниться по массе с «Экстримами». Да и теперь технические данные «Экстримов» впечатляют. В то же время, сегодня Mag-Pro Extreme можно приобрести по очень интересным ценам.
Если масса катушки имеет значение, а к пластмассовым корпусам и роторам отношение неоднозначное, то стоит присмотреться к этим «Митчеллам». Сам я много лет использую Mag-Pro Extreme на «дежурной» микроджиговой снасти, которая постоянно сопровождает меня в багажнике автомобиля. Ловлю, конечно, не каждый день, но накрутил приличное количество километров и кого только не вытаскивал — от «матросиков» и ротанов до форелей и немаленьких щук. Удилище то и дело меняется, а катушка все та же (запасные шпули, правда, добавились от Mag-Pro Lite и Mag-Pro Lite LR). Особых проблем пока не возникло.
Ход катушки легкий, ровный, не совсем, правда, бесшумный. Тяга неплохая, что неудивительно при 55-миллиметровой ручке. Поначалу у меня были сомнения насчет прочности и долговечности «белой» пары, но мой собственный опыт и многочисленные отзывы позволяют сделать вывод, что пара эта весьма живуча. То, что материал на шестерни пошел не самый дешевый, было ясно уже при разборке катушки по его внешнему виду. Если нужен «трактор» для тяжелых приманок и высоких нагрузок, лучше присмотреться к другим катушкам. Но ошибочно было бы полагать, что «Эстримы» всех размеров не подходят для работы с соответствующими их размеру спиннинговыми приманками (джиги, воблеры, блесны) в нормальном режиме.
Основная шпуля у Mag-Pro Extreme ни мелкая, ни глубокая; она глубже, чем у Mag-Pro Lite. Поэтому, (1) как правило, требуется подмотка и (2) иногда, если манипуляции с шайбами на штоке не дают нужного вам результата, во избежание образования провала в центре приходится вручную наматывать там небольшой горб. В целом же намотка ровная.
При работе с тонкими лесками (мононить 0,16 мм, «плетенка» #0.3) проблем (склонность у «петлесбросу», захлестам и т.п.) у меня с моей катушкой не возникало. Была раз «борода», когда я ловил на дамбе пруда в ураганный ветер. Изредка проскакивали петли. Тормоз регулируется нормально, работает плавно, без заеданий.
Более крупные размеры (1000-й и 2000-й) хорошо подходят для среднего и средне-тяжелого спиннинга.
Перед началом эксплуатации Mag-Pro Extreme имеет смысл провести тщательную проверку и (при необходимости) настройку механизмов. Впрочем, это не повредит любой катушке любого производителя.
Автор: Дмитрий Баличев
Фото автора и Pure Fishing (2)