Shimano, Inc. в последнее время возрождает свою марку Aero в разделе поплавочных и фидерных снастей. В 90-х годах ни один «матчевый» журнал не обходился без фотографий, на которых были видны черные Aero GTM с их характерным силуэтом и флажковым тормозом. Со временем они стали называться Super Aero, а потом название сократили до Super. Возрождение легендарной марки началось с представления сразу нескольких семейств поплавочных и фидерных удилищ Aero X, от недорогих Aero X1 до серьезных X5 и X7. А теперь в дополнение к ним выпустили «гарнитурные» катушки Shimano Aero BB (рекомендуемые для удилищ X1 и X3) и Shimano Aero XR (рекомендуемые для удилищ X5 и X7).
Основой для Aero BB послужила 21 Nasci, а для Aero XR — 22 Miravel (фактически — углепластиковая Nasci). Катушки Aero обоих видов выдержаны в классическом черном, который пережил все метания моды и до сих пор признается многими поплавочниками и доночниками каноническим цветом снастей. Но есть и более важное отличие «гарнитурных» новинок от базовых моделей. Это наличие выключателя стопора обратного хода!
Как известно, с переходом к корпусам типа G-Free Body, более компактным и со смещенным вверх центром тяжести, Shimano перестала оснащать свои спиннинговые модели механизмом отключения стопора. Меньше деталей — меньше забот, а рыболовам этот механизм, казалось, не очень-то и нужен. Но выяснилось, что среди значительного количества рыболовов, прежде всего доночников и поплавочников, выключатель очень даже востребован. В описании новых катушек эта (теперь уже дополнительная!) функция подается как нечто особенное, причем говорится о возможности вываживания рыбы с выключенным стопором, когда леску можно сдавать, вращая ручку назад. Однако есть и ряд других случаев, когда выключатель оказывается полезен.
Как и у Miravel, корпус и ротор Aero XR отлиты из углепластика CI4+ (в более дешевой Aero BB используется обычная пластмасса). Колесо главной передачи выполнено из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением, имеет черное защитное покрытие («черное колесо»). Шестерня латунная, нарезная. Передача соответствует принципу X-SHIP. Механизм подачи шпули — Varispeed II (разновидность того, что в просторечии называется паровозом). Ротор катушки легкий, малоинерционный. Дужка лесоукладывателя дорогая, цельная, типа SR, что необычно для катушек данного семейства. Ролик имеет твердое золотистое покрытие.
Шпуля катушки легкая, типа AR-C, с многочисленными отверстиями и проточками и с выборкой лишнего металла под юбкой. Тормоз тонко настраивается и плавно работает, имеет диски увеличенного диаметра. Ручка регулировки тормоза большая и удобная.
Ручка катушки вкручивается в вал колеса главной передачи. Винт ее имеет две резьбы разного диаметра, шага и направления, и это позволяет переставлять ручку с одной стороны катушки на другую без замены винта. Вид рукоятки зависит от модификации катушки. У С3000 маленькая прямая рукоятка, у 4000 и C5000 — Т-образная. Оба варианта хорошо известны по другим моделям и удобны в работе.
Принцип Silent Drive предусматривает минимизацию люфтов на всем пути от ручки до штока шпули, в результате которой достигается повышение плавности вращения и снижение шума. Действительно, у катушек этого семейства отмечается легкий, мягкий, ровный и плавный ход.
Катушки Shimano Aero XR предлагаются в трех модификациях: C3000 (это фактически 2500-й размер), 4000 и С5000 (то же, что и 4000, но с увеличенной шпулей). Модификация С3000 рекомендуется для поплавочной ловли, а также для донной ловли недалеко от берега; 4000 рассчитана на тяжелую поплавочную снасть и на фидер с забросами средней дальности, а С5000 называют идеальной для дальнобойного и тяжелого фидера.
Несколько странно видеть у поплавочных катушек стандартную и даже пониженную передачу, ведь обычно такие модели выполняются скоростными. Видимо, у производителя были на этот счет какие-то свои соображения. В остальном же серию надо признать очень удачной.
DB
Фото: Shimano, Inc.