Основоположник современного спиннинга в России рассказывает об опыте российских производителей рыболовных товаров, новых веяниях в сообществе спиннингистов и личных рыболовных планах на этот сезон в интервью для блога Big Game.

— Константин Евгеньевич, рада приветствовать! Итак, отшумели крупные выставки, рыболовы активно готовятся к началу сезона и ждут окончания нерестового запрета. Ну, а кто-то не ждет и втихаря ловит (и мы надеемся, что отпускает). Как вы оцениваете ситуацию на рыболовном рынке? В какую сторону дуют ветры?
— На мой взгляд, ничего революционного не происходит. Но определенные веяния перемен ощущаются. Раньше я регулярно посещал выставку EFTTEX, самую крупную рыболовную выставку в Европе. По ней легко можно было отследить все тенденции рынка. Осмыслив увиденное, я понимал, чего ожидать в рыболовной сфере в России и мире в ближайшие несколько лет. Сейчас что-то прогнозировать сложнее. Но не надо быть мудрецом, чтобы понять, что акцент будет все больше смещаться на отечественного товаропроизводителя. Пока проблема в том, что позиций товаров для рыбалки и отдыха на природе у нас производят, увы, не очень много.
— В нашей истории есть и положительные, и не очень обнадеживающие примеры производства снастей. Однозначно существует проблема с изделиями из графита, поэтому, насколько я знаю, попыток производства удилищ было не много. Но вот с материалом для катушек дело обстоит лучше, он был, и были заводы, не требующие супердорогостоящей модернизации для производства. Расскажите об опыте использования катушек, сделанных у нас.
— Мне вспоминается история многолетней давности. У нас были две советские катушки, откровенно скопированные с западных моделей. Первая — катушка ЛЭМЗ, содранная максимально точно (как утверждали производители) с французской «Митчелл-300». И внешне, действительно, они были один в один, но если «Митчелл-300» была неубиваемой, то наша ЛЭМЗ у меня прожила полсезона. Еще — где-то в 82 году появилась советская катушка «Орион-001», стоила она 45 рублей, как моя стипендия. Я тогда экономил на обедах, купил ее и был ею очень доволен: она служила верой и правдой мне много лет.

Катушка эта была скопирована с американской «Шекспир», и собирали ее у нас на приборостроительном заводе. Первая модель этой катушки получилась самой лучшей, последующие были на три с плюсом, стали появляться конкуренты из-за границы, и, насколько мне известно, производство «Ориона» загнулось. Я это к чему? К тому, что даже в советское время мы могли собирать нормальные вещи, а сейчас это более чем реально. Есть еще один интересный пример, когда вещь, сделанная у нас, была вполне себе достойной (и цена на нее адекватная), но вот только появилась не вовремя. Это инерционная катушка, которая раньше называлась «Нельма»; теперь она именуется катушкой Пилипчука, по фамилии разработчика.

Вообще, большинство взрослых рыболовов начинали ловить именно инерционной катушкой. Хорошая инерционная катушка была востребована 50 — 40 — 30 лет назад. Но то, что у нас производили в советские времена, было, мягко говоря, не самого хорошего качества. А вот Василий Афанасьевич Пилипчук, инженер от Бога, что называется, решил воссоздать этот тип катушек и где-то лет пятнадцать назад явил миру эту самую «Нельму». Был расчет на то, что не все ещё забыли, что такое инерционная катушка, что не все ушли в «мясорубки» и «мульты». Но потребителям изделие Пилипчука как-то не очень «зашло». Те, кто пробовали Нельму, говорят: «Если бы мы это имели в восьмидесятые годы, то это была бы сказка, но сейчас такой вид катушки все-таки устарел, каким бы классным ни было исполнение».
— Недавно компания «Дунаев» на волне импортозамещения заявила о том, что она занялась разработкой и производством спиннинговых удилищ именно в России. У общественности реакция на это противоречивая, но всем интересно, что из этого получится.
— Сашу можно смело назвать у нас первооткрывателем. Он настоящий мастодонт в поплавочных и донных делах, но вопрос в том, кто у него технически отвечает за спиннинговую линию… Это должен быть очень серьезный специалист, иначе не исключено, что первое поколение его спиннингов будет проблемным, как это было у «Рекаст». Вообще, со стороны компании «Дунаев» это достаточно смелый шаг, потому что они хотят зайти туда, где очень большая конкуренция. Мой прогноз насчет их спиннинговых удилищ весьма осторожный. Скорее всего, получатся неплохие удилища, но цена на них может выйти за границы потребителей. Думаю, что рыболовы не будут готовы покупать экспериментальные отечественные спиннинги за большие деньги. Подводя итог этой темы, скажу так: дело мастера боится. У нас есть много заводов, которые технически способны производить рыболовные товары, но нужен очень грамотный менеджер, который сможет поднять это в России практически с нуля. Может быть, им и станет Саша Дунаев.
— Как в среднем вы можете оценить рост цен на рыболовное снаряжение?
— Стоимость приличных рыболовных снастей плотно привязана к доллару, и кто бы что ни говорил, отвязаться от него не так просто. У большинства производителей цены выросли на 20–30%. Это данность, и с этим придется как-то смириться.
— Какие товары для рыбалки уже сейчас производят с России на достойном уровне и реализуют по конкурентоспособным ценам?
— Исходя из того, что я видел на рынке и чем пользовался сам, считаю, что в России могут производить хорошую одежду для охоты, рыбалки и походов, качественную обувь и мелочевку по снастям (поводки, лески, приманки). Говоря о приманках… На ум приходит отечественный производитель воблеров «Шиндин». Воблеры делают в Новосибирске, они простенькие, без каких-то навороченных систем дальнего заброса, но они реально работают и стоят небольших денег. А именно такие качества и нужны рыболовам. Также у нас есть много мастеров, которые делают хорошие блесны. К примеру, компания «Русская блесна». Ее изделия не залеживаются на прилавках и хорошо работают в воде на всех глубинах. Много и тех, кто делает рабочие приманки прямо у себя в гараже и по чуть-чуть продает их через группы в социальных сетях. Здесь нужно быть поаккуратнее и заказывать только у проверенных мастеров. Но в основном на рынке преобладают китайские воблеры и блесны. И надо отдать им должное — зачастую даже бюджетные приманки обладают всеми необходимыми качествами.

— Почему так? Почему наши производители проигрывают китайским? В Китае что — рабочая сила дешевле? Материалы? А может быть, они лучше разбираются в технике ловли и понимают, как надо сделать, чтобы результативно ловить?
— Рабочая сила там совсем не дешевле. Лет пятнадцать назад это было так, но сейчас они серьезно подняли уровень жизни, и средний доход на душу населения у них существенно выше, чем у нас. Там просто по-другому выстроены производство и логистика, есть общая структура и меньше посредников, которые накручивают цены. В рыбалке китайцы разбираются посредственно. Лет 7–8 назад я был на выставке в Вэйхае. В свободный день мы попросили нашего партнера мистера Ли организовать нам рыбалку на басса. Поехали на озеро, ловим, мне попадается судак, я показываю нашему партнеру, а он: «О, басс, басс!». То есть владелец крупного китайского завода по производству рыболовных снастей не отличает судака от басса. Но если ему показать вещь или объяснить, что ты хочешь, сделано это будет на высшем уровне! Мистер Ли увидел, как я пользуюсь липгрипом, заинтересовался, покрутил его в руках, сфотографировал и сказал, что сделает такой же. И ведь сделал! И даже лучше.
— Давайте поговорим о спиннинговых трендах 2024 года. Как вы думаете, на какие приманки больше будут ловить российские рыболовы?
— Ну, моя фамилия не Нострадамус, поэтому я не могу давать точные прогнозы, но с высокой долей уверенности могу сказать, что будут так же популярны силиконовые приманки, которых сейчас великое разнообразие. Изготавливать их можно даже в квартирах, технологии достаточно простые. Рынок перенасыщен силиконом разных видов, но поскольку это расходник, он пользуется большим спросом и спрос этот не иссякает. Что касается спиннингов, то думаю, что будет нарастать тенденция к улучшению качества бюджетных серий. Я и сам считаю, что нет пропасти между спиннингом за пять тысяч и за пятьдесят тысяч рублей. Особенно для непрофессионального рыболова. То же и по катушкам. Сейчас я принципиально беру на тестирование катушки бюджетных серий, и практически все они мне нравятся. Есть, конечно, отдельные экземпляры, которые выпадают из общего ряда, но в общем и целом сейчас бюджетная снасть имеет перспективу роста.

Что касается приманок. С одной стороны, были и остаются популярны макроприманки, такие тенденции задают турниры типа PAL. А с другой стороны, я вижу все больше и больше людей, которые ловят на микроприманки, мормышат со спиннингом и бед не знают. Я недавно ловил на пруду возле своего дома и увидел там человека со спиннингом, ловящего на мормо-приманки. Ловил он удилищем тестом до 1 грамма, с головкой весом 0,2 грамма, на кусочек искусственного мотыля. И пока я три часа буду ждать одной поклевки щуки, он наловит пару десятков окуньков, плотвиц и будет доволен. Потому что крупной рыбы становится все меньше и меньше, а поклевки нужны нам рыболовам как наркотик. Что удивительно, я поговорил с людьми, которые живут в Сибири, где по столичным меркам вроде как все хорошо с крупной рыбой. И оказалось, что у них тоже огромное количество людей ловят этим самым мормышингом.
— А откуда к нам вообще пришла мода мормышить спиннингом?
— Это пришло лет 10–12 назад, как ни странно, с Украины. Помню, как обсуждали результаты чемпионата Украины по ловле спиннингом с берега. Победил человек, который ловил двумя спиннингами: на одном был джиг с грузиком 0,75 грамма, а на другом — 1,75 грамма. Для меня это было нонсенсом! Но его результаты говорили сами за себя. Поначалу это веяние с Украины проникло в соседнюю Ростовскую область и оттуда пошло-поехало по России. Кстати, это хороший способ привлечь ребенка к спиннинговой рыбалке. Ведь поклевку крупной рыбы зачастую можно ждать очень долго, а в мормышинге три раза бросил — и поклевка.
— Как вы сказали, силиконовых приманок сейчас великое множество. Резина продается абсолютно всех цветов и размеров. Как начинающим спиннингистам в этом многообразии не прогадать с выбором силиконовых приманок?
— В первом приближении вся резина одинаковая. И решающую роль играет не резина, а ее анимация в воде. На мой взгляд, резина должна быть средней жёсткости и средней пахучести. Аттрактанты там желательны, но необязательны. В общем и целом, надо брать оригиналы брендов, которые уже хорошо себя зарекомендовали на рынке и у всех на слуху. Например, Keitech Easy Shiner или Bait Breath Mosya. В работоспособности этой резины и этих приманок я не сомневаюсь.


Кстати, про рачок Mosya. Когда их только привезли в Россию, мы ловили на него с Валерием Новосадовым и были впечатлены, как окунь его жрал со страшной силой. Сейчас среди московских окунятников это один из самых популярных видов приманок. Что касается классической резины 4–4,5 дюйма, среднещучьей и судачьей, так сказать, вариантов великое множество. Я часто ловлю на приманку Brown Perch Fish Kayuker. Мне даже удалось немного поучаствовать в тестировании и модернизации этой модели. Интересная резина у Minoga, которая появилась у нас относительно недавно. При всем многообразии рынка, у них есть модели, которых больше нет ни у кого.

Но вообще выбор резины — дело очень индивидуальное. Когда резиновая тема только начиналась, в сообществе спиннингистов много спорили о том, какая резина лучше: Action Plastics, Relax или Mann’s. А сейчас все три можно уверенно назвать классикой.
— Константин Евгеньевич, благодарю за ваше экспертное мнение. И напоследок личный вопрос. Расскажите про ваши рыболовные планы на этот сезон. Куда и кого поедете ловить?
— Планы могут зависеть от моего физического состояния, потому что операция на ахилле сделала меня менее подвижным. Лазить по горам на том же Кипре мне уже сложновато. А так в планах обязательно съездить на Нижнюю Волгу в районе Волгограда, где два-три раза в год я ловлю в основном белого хищника. Девчонки-блогеры «Подружки-покатушки» приглашают половить на реке Печора. Должно быть весело, хочу съездить. Возможно, поеду на голавлевый фестиваль под Киров. А еще в июне зовут в Казань на Куйбышевское водохранилище на окуня. А крупный окунь — это рыба, за которой я поеду обязательно! Я легок на подъем, за пару дней могу легко собраться и поехать или полететь куда-нибудь на рыбалку к черту на кулички. Когда мне это по-настоящему интересно.

Беседовала Алиса ЯНЕЛИС